Год публикации: 2022
Риск аллергии у ребенка из-за поведения матери во время беременности.
Автор статьи: врач клинической лабораторной диагностики Зайцев Евгений Геннадьевич
«От пятилетнего ребёнка до меня только миг, а от новорождённого до пятилетнего — страшное расстояние. А от зародыша до новорождённого — пучина…» Лев Николаевич Толстой
Наши нынешние проблемы со здоровьем глобальны и являются частью других глобальных проблем, с которыми сталкивается наша планета. Беспрецедентный рост аллергических заболеваний за последние 50 лет ясно подчеркивает особую уязвимость иммунитета к современным изменениям окружающей среды. Тот факт, что уже при рождении очевидны различия в функциях органов и иммунной системы между теми, у кого развивается и не развивается аллергическое заболевание, предполагает, что генетика и факторы окружающей среды во время беременности имеют решающее значение. Например, измерения функции легких показали, что дети, у которых развивается астма в будущем имеют нарушения функции легких уже сразу после рождения, по сравнению со здоровыми детьми.
Широкий спектр воздействий окружающей среды во время беременности влияет на последующее развитие аллергии у потомства
Смотря как протекает созревание иммунной системы, таков будет и риск развития аллергических заболеваний. У новорожденных с аллергической предрасположенностью обнаруживают различия во многих аспектах иммунной функции при рождении, особенно в функциях Т-лимфоцитов.
Иммунное развитие находится под эпигенетическим контролем, и появляется все больше свидетельств того, что ряд таких воздействий окружающей среды может вызывать стабильные эпигенетические изменения в экспрессии генов, которые, как ожидается, могут передаваться потомству и последующим поколениям.
Фолиевая кислота
Существует значительный интерес к тому как влияет количество пищевых микроэлементов или добавок с пищей и время их приема на исходы аллергических заболеваний. У людей в нескольких исследований прием фолиевой кислоты на поздних сроках беременности связывают с повышенным риском астмы и экземы у ребенка. Опять же, время воздействия кажется важным, так как недавние исследования не обнаружили доказательств повышенного риска астмы при раннем приеме фолиевой кислоты в период до зачатия, используемого для предотвращения дефектов нервной трубки.
Витамин D
Витамин D in vitro (исследования в пробирке) оказывает иммуномодулирующее действие, но есть много противоречивых сообщений об аллергии из-за с недостаточностью витамина D. Повышенная атопия у младенцев (включая экзему, хрипы и сенсибилизацию к аллергенам) были основаны на оценках содержания витамина D с помощью диетических опросников, тогда как исследования, в которых измерялись уровни витамина D в материнской сыворотке на поздних сроках беременности или в пуповинной крови, как правило, не сообщали о том же.
Полиненасыщенные жирные кислоты
Омега-3 жирные кислоты, оказывают благоприятное влияние на развивающуюся иммунную систему как внутриутробно, так и в период после родов.
Ожирение
Ожирение матери (индекс массы тела не менее 35) и увеличение веса во время беременности (прибавка не менее 25 кг) увеличивают риск развития астмы у ребенка, но не экземы или ринита. Ожирение матери также приводит к меньшему количеству эозинофилов и CD4+ Т-хелперных клеток в пуповинной крови ребенка, а также к изменению врожденных иммунных реакций клеток пуповинной крови.
Курение
Курение матери во время беременности является одним из наиболее хорошо изученных внутриутробных воздействий, и уже несколько десятилетий известно, что оно увеличивает риск множественных аллергических заболеваний. Также было показано, что курение бабушки во время беременности увеличивает риск развития астмы у внуков, хотя данные противоречивы.
Загрязненный воздух
Было высказано предположение, что другие воздействия на мать, такие как переносимые по воздуху химические загрязнители, влияют на риск аллергии у ребенка. Более высокие уровни воздействия диоксида азота, сажи и твердых частиц диаметром) по месту рождения ребенка были связаны с повышенным риском астмы.
Рацион питания и кишечная микрофлора
Все более вероятно, что важность микробного биоразнообразия во время беременности недооценивается. Вопреки давнему убеждению, что матка «стерильна», перенос микробов от матери к потомству начинается во время здоровой беременности, когда микробы обнаруживаются в нормальной амниотической жидкости, плацентарной и плодной оболочках, пуповинной крови и меконии. Материнская микрофлора очень чувствительна к рациону питания, оказывая важное метаболическое и иммунное влияние на плод. Современные диеты с низким содержанием клетчатки являются основным фактором, определяющим нарушения кишечной микрофлоры и созревания иммунитета. Существуют как прямые иммуномодулирующие эффекты микробного воздействия, так и косвенные эффекты, опосредованные их метаболитами, выделяемыми в системный кровоток от матери. Растет интерес к роли пищевых волокон как важного иммуномодулирующего фактора, главным образом из-за растущего признания мощного противовоспалительного действия метаболитов короткоцепочечных жирных кислот. Как у взрослых, так и у детей пребиотические олигосахариды избирательно стимулируют рост иммуномодулирующей кишечной микробиоты, оказывая благоприятное влияние на колонизацию, метаболические и иммунные параметры. Одно недавнее исследование показывает, что добавки с пребиотиками (8 г/день при беременности и в период лактации) значительно повышают уровень иммуномодулирующих цитокинов в грудном молоке.
Заключение
Происхождение аллергических заболеваний лежит в раннем возрасте и связано со сложным взаимодействием между наследственной генетической предрасположенностью и ранним воздействием окружающей среды. В будущем более полное понимание генетических вариантов, лежащих в основе восприимчивости, и более точное определение факторов окружающей среды, определяющих траектории развития, потенциально позволит проводить вмешательства на очень раннем этапе жизни, возможно, даже внутриутробно, предлагая наилучшие возможности для первичной профилактики аллергических заболеваний.
Источник
Robyn E. O’Hehir - Middleton’s Allergy Essentials, 2017